Нанара Березина: «Мы создаем шедевры на лицах»

Текст: Юлия Бутт

 

Человек-эпоха, человек-легенда: как бы высокопарно ни звучали эти слова, они полностью отражают личность героини нашего интервью. Без малого полвека она создает красоту на лицах, обладая уникальным творческим почерком. Она начинала, когда такой профессии, как визажист, не существовало, а тени для глаз фасовали в пузырьки из?под пенициллина. Пионер в профессии, Нанара Березина вдохновляла, обучала, открыла и заставила сиять великое множество звезд современного российского визажа. Ее имя известно, к ее мнению прислушиваются далеко за пределами России. Бесчисленное количество конкурсов, 18 золотых головокружительных побед. Именно Нанара Березина внесла колоссальный вклад в развитие российского и международного конкурсного движения. Несмотря на ее плотный график, нам удалось поговорить о том, что важно в профессии визажиста и чего не хватает современным мастерам.

 

Жизненное кредо

Однажды, в далекой молодости, я давала интервью, и журналист спросил меня о моих жизненных принципах. Я их тогда так сформулировала: «Красота - это хорошее настроение, а хорошее настроение - это залог здоровья». Женщина привлекает к себе внимание, когда счастлива, когда довольна своим отражением в зеркале. А если женщина счастлива и довольна, то и мир вокруг себя она делает лучше и прекраснее. Поэтому моя работа - делать женщин красивее, а следовательно, и счастливее.

 

Макияж - искусство

Я не отношусь к своей профессии как к ремеслу, я глубоко убеждена, что макияж - это искусство. Художники рисуют на холстах, скульпторы высекают из мрамора или отливают в бронзе, а мы создаем шедевры на лицах и телах. И наша живопись более мимолетна и персонализирована, она не остается в вечности, как картины или скульптуры.

В последнее время я часто задумываюсь о создании музея макияжа. Есть же музеи моды, парфюмерии, костюма. А мне хотелось бы создать музей макияжа.

Но как выставлять в нем экспонаты? Фотография не передает всей красоты и глубины макияжа, манекены будут безжизненными. А ведь важен каждый штрих, каждый переход. Как сохранить и передать это вдохновение и красоту, на создание которой художники-визажисты тратят иногда по 18 часов? Я нахожусь в поиске идеи.

 

Нанара Березина 

 

О победах

Одна из моих первых побед была, кажется, в Вильнюсе, в 1982 году. Фантазийный макияж назывался «Цветок гжели». Вячеслав Зайцев сшил модели фантастическое по красоте платье, с переходами от кобальта к белому. А я создавала макияж, прическу и аксессуары. Представляете, тогда изделий из гжели не было в свободной продаже. На традиционный русский промысел можно было полюбоваться в специализированных чековых магазинах для иностранных туристов. Я ходила в них и договаривалась с персоналом, чтобы просто посмотреть на гжель и понять, какие цвета использовать при создании макияжа, как правильно сделать переходы. Идея моя была - показать женщину-статуэтку, хрупкую и изящную. Я дополнила образ аксессуарами под золотую сетку, а ногти для финального образа вырезала из ватмана, формировала и расписывала традиционным бело-синим рисунком.

 

О косметике и брендах

Когда я начинала, косметики как таковой не было - за «пенициллиновый» флакон перламутровых теней я выкладывала целую зарплату. Их продавали россыпью. В изобилии были отечественные тени за 80 копеек. Белые как мел, но очень качественные. Кроме финской Lumene, которую мы перекупали у спекулянтов, ничего не было. После Олимпиады-80 - в гостинице «Москва» открыли первый фирменный магазин Lancôme. Там продавали двойные тени - это был предел мечтаний.

Может быть, такая жесткая нехватка косметики закаляла нас и оттачивала наше мастерство? Нам приходилось экономно и чисто работать, чтобы, не дай бог, не рассыпать тени, не сделать лишний мазок. Все это привело к чистой технике, к точной растушевке. На одном из моих первых выступлений в качестве конкурсантки на международном чемпионате, у меня ничего не было, кроме трех фиолетовых оттенков теней Ruby Rouse (от темно-лилового к бледно-фиолетовому).

Сейчас, полагаю, переизбыток косметики. Это открывает большие технические возможности для визажистов. Но многие продукты - просто маркетинговые уловки, заставляющие неопытных мастеров опустошать свой кошелек. Создавая собственную линию Nanara-cosmetic, я постаралась избежать этих уловок, включая в нее только выверенные и универсальные продукты. Я зарегистрировала и выпускаю свою косметику в США. У меня нет цели достигнуть коммерческих успехов, скорее задача Nanara-cosmetic - помогать мастерам создавать интересные работы и бережно ухаживать за кожей. Я окончила биологический факультет МГУ и, поверьте, в качественности косметики хорошо разбираюсь.

 

О дружбе

Тех, к кому принято применять термин «друзья», я не могу назвать друзьями - они мне родные, настолько мы с ними близки. В 1974 году, в сборной СССР, мы познакомились с Людочкой Ачиловой, а чуть позже - с Важой Мхитаряном. Это - золотое, первое поколение парикмахеров. Мы тогда первыми защищали честь страны на международных аренах. Это нас сплотило, и свою дружбу мы смогли пронести через годы. Одна из моих первых учениц - Ирина Гордиенко - стала для меня особенной, и наши отношения быстро переросли схему «учитель - ученик». Она для меня как сестра. Близкий мне по духу человек - Азиза. Она поддерживала меня в трудную минуту. И я стараюсь быть рядом с ней, когда ей трудно. Фотографии с макияжем, который я делаю для нее, мне хочется показывать людям, и я уверена, что она не против. Внутренний магнетизм, женственность и сила этого человека вдохновляют меня на создание новых образов для нее. Дружба со всеми этими людьми проверена годами и поворотами судьбы.

 

О трендах

Думаю, всю эту шумиху вокруг трендов придумали маркетологи. Есть женщины, которым тренды не нужны. Посмотрите на Софи Лорен: она богиня, зачем ей тренды? Или Верушка - модель, которая всегда сама делала себе макияж. Поднимите ее съемки с 50-х по 70-е годы - и вы поймете, что все современные тренды создала она. Если поддаться соблазну самопиара, то я тоже могу сказать, что предвижу моду на много шагов вперед. Посмотрите на макияж Азизы, который я делала в 1986-м. Известный косметический бренд в точности повторил его в своей прошлогодней коллекции. Мне что, на них в суд теперь подавать за нарушение авторских прав? Лицо каждого уникально, и подчеркнуть его естественную красоту, найти изюминку, дать ей правильное оформление, заставить сиять, - это главный тренд. И не важно, тонкие или широкие у человека брови, по моде они оформлены или нет.

 

О профессиональной этике

Когда в 1992 году Долорес открыла центр красоты «Долорес», то, ясное дело, вся политическая элита и весь театрально-эстрадный бомонд стояли в очереди у наших дверей. Но я никогда не буду называть имен.

Я человек другой сборки. Я - за профессиональную этику и не считаю правильным паразитировать на известности своих клиентов. Поэтому никогда не называю их имен и не рассказываю, как с ними работала. Я глубоко уверена в том, что мастер должен сам по себе быть состоявшейся личностью, а не искать в окружающих подтверждения своего таланта, трубя на каждом углу, с какими звездами он сотрудничает.

Когда ко мне обращается клиент, не важно - звезда это или обычная женщина, есть некий момент интимности и кулуарности. Зачем другим знать о недостатках чьей-то кожи или каких-то иных индивидуальных особенностях? Но сегодня почему-то из этого принято делать культ. «При создании макияжа для госпожи N использованы такой-то крем и такие-то тени...» - да, наверное, этот хороший маркетинговый ход помогает продавать продукты и повышать цену на услуги. Но я считаю, что настоящий профессионал будет оберегать своих клиентов и их секреты.

 

О социальных сетях

Аккаунт в Instagram я завела на спор. И каждую неделю у меня прибавляется по 100 подписчиков. В основном это мои ученики и другие люди, с которыми я знакома лично. Они - реальные люди, а не купленные у фирм по раскрутке.

Социальные сети сперва очень помогали продвижению. Особенно они были полезны начинающим визажистам. Сейчас Instagram чрезвычайно пагубно влияет на профессионализм мастеров. Объясню как. На съемках визажисты часто могут схалтурить, недоработать. Фотограф и дизайнер, которые впоследствии обрабатывают снимки, - подчищают огрехи мастера. А потом фото, чистое и «правильное», выставляется в Instagram и других соцсетях. И все смотрят, восхищаются и думают: «О, ничего себе, как он может! Пойду я к нему учиться!» А чему может научить человек в 22 года, который еще позавчера сам был учеником?

Для того чтобы красиво, интересно и грамотно вести свой блог в любой сети, нужно посвящать данному занятию колоссальное количество времени. Встает вопрос: а когда же эти люди работают? Либо за них наполнением соцсетей занимается команда профессионалов?

Но позволить себе подобное могут крупные компании. Мне хотелось бы, чтобы начинающие визажисты и визажисты, работающие в регионах, понимали это. И не летели, как бабочки на огонь, на громкие имена современных «звезд» социальных сетей.

Продвижение в социальных сетях, активный самопиар, - это, безусловно, неплохо. Но практика моя показывает, что востребованным мастерам, к которым стоит очередь из клиентов и запись на семинары на год вперед, некогда заниматься самопиаром. Проблема нынешнего поколения - «казаться, а не быть». Нельзя менять профессионализм и технику на просто красивую картинку.

 

 

 

О конкурсах

Сейчас принято говорить о некоем угасании интереса к конкурсному движению в сфере макияжа. Я считаю, что это - заблуждение. Ведь именно дух соревнований закаляет профессионализм мастера. Где, как не на конкурсе, когда твоя задача - за определенное время выполнить чистый фантазийный макияж, визажист сможет отточить технику? При подготовке ты начинаешь четко понимать, какие движения правильные, какие способы растушевки тебе стоит применить, чтобы сократить время. Плюс всплеск творческой энергии, плюс воля к победе и стрессоустойчивость. Ни одна фотосессия, ни одна практика не смогут похвастаться таким количеством факторов, положительно влияющих на становление визажиста. Если вы сумели за 30 минут создать великолепный макияж в присутствии жюри и других конкурсантов, то ни одна невеста, ни один самый капризный клиент вам потом не будут страшны.

 

О семье

У меня армянские корни, и для меня семейные традиции очень важны. Наверное, я даже могу говорить о некой преемственности, ведь мой папа был знаменитым художником и занимался росписью храмов. Я тоже художник, создающий красоту на лицах. А не так давно моя внучка Анастасия Березина пошла по моим стопам и стала заниматься макияжем. Я горжусь этим, потому что это было ее собственное решение.

 

Про путь

Я из маленького городка и начинала как косметолог, ведь в СССР не было профессии «визажист». Зато у меня были четкое понимание того, чего я хочу, и воля к победе. Мне чрезвычайно повезло, что я работала бок о бок с таким великим человеком, как Долорес Кондрашова. В непростое для страны время, когда был разлад и распад, эта сильная женщина создала Союз парик­махеров и косметологов России. Позже состоялось открытие центра красоты «Долорес». Нам приходилось идти там, где дорог еще не было, и создавать то, чего до нас никто не делал.

 

Про учеников

Я - богатый человек, мое богатство - это мои ученики и последователи. Наверное, потому, что я учу сердцем, мне удалось зажечь во многих страсть к профессии. Как подтверждение этому - их победы и признание их мастерства. Они для меня - друзья, соратники, единомышленники.

Лариса Казьмина, Анна Субботина, Елена Минина, Юля Шарыгина, Дарья Богатова, Наталья Евстигнеева, Лариса Рачковская - это всё мои ученики со званиями, чемпионы мира и Европы. Всех и не перечислить. Ольга Маркелова, Ангелина Соколова, Марина Цой, Денис Карташёв, Феликс Штейн: вот далеко не полный список имен, которыми я как учитель горжусь. У каждого из этих художников - огромный талант, каждый из них обладает громадным потенциалом и мастерством. Это - новое поколение визажистов, за которыми будущее российского и мирового макияжа.

Молодое поколение визажистов очень сильно озабочено материальной составляющей профессии. Эта коммерциализация порою очень забавляет. Для меня всегда была важна идея. Сделать человека красивее, принести красоту в этот мир - вот что первостепенно. Я много раз в своей жизни работала бесплатно и даже учила бесплатно. Бывало и так, что люди, которых я учила бесплатно, становились успешными мастерами, приходили ко мне и отдавали деньги за обучение.

 

О контуринге

Меня чрезвычайно веселит это увлечение «контурингом», «стробингом», «бейкингом». Расскажу почему. По работе я очень много времени провожу в Америке. Там чрезвычайно развиты гей-культура и культура транс­веститов. И они, чтобы выглядеть женственнее, применяют эти техники. С помощью тяжелых корректоров, слой за слоем, скрывают щетину и посредством свето­тени превращают свою мужественность в женственность. Да, я согласна, в данной ситуации это необходимо. Однако когда красивые от природы девушки покрывают свои лица тоннами продуктов, превращая лицо в маску, чтобы быть похожими на знаменитостей... Простите, но мне такое подражание кажется комичным.

 

О школах макияжа

Знаете, есть выражение: «Чужая жена лучше». Так вот, наши мастера почему-то живут с этой идеей в голове. У нас принято смотреть на Запад и восхищаться тем, что происходит там. Да, я могу согласиться, очень сильна итальянская школа: и стилисты и визажисты творят чудеса, в какой бы стране мира они ни оказались. Сейчас весьма интересные процессы происходят в макияже Китая и вообще Азии, там мастера пропагандируют национальную идею и национальное ощущение красоты. А мы почему-то стесняемся нашей культуры, нашей «русскости». И вместо того чтобы ходить по российским музеям, рассматривать картины великих художников, искать вдохновение в народных промыслах, читать литературу по искусству и культуре, наши визажисты разглядывают Instagram зарубежных коллег.

Я постоянный участник жюри множества международных конкурсов и могу со всей ответственностью заявить, что техника наших визажистов - лучшая. Мы - носители уникальной культуры, и когда мы научимся ею гордиться, к нашим мастерам встанут в очередь.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ:
НРАВИТСЯ ЭТА СТАТЬЯ?

Интервью

Норберт ШольцНорберт Шольц, известный немецкий подолог и врач, автор нескольких книг, более 35 лет занимается различными направлениями медицины. Огромный преподавательский опыт, обширная практика, истории тысяч пациентов… мастер делится знаниями со своими читателями на страницах профессионального издания «Подология».Нико Баджио Модные показы Versace, Dolce&Gabbana, Prada, Moschino, Max Mara, съемки для рекламы, обучающие курсы по всему миру и собственный бренд... все это о нем.Наталия НайдаО карандашной технике из первых рукНаталия Мельникова открыла Хогвартс для парикмахеровВ произведениях Наталии читается в первую очередь художник, а уже потом – мастер по макияжу, гриму и бутафории и стилист по прическам. Мы не упустили возможность познакомиться с этой смелой художницей и узнать, как живется мастеру, который решил «гнуть свою линию».Нанара Березина: «Мы создаем шедевры на лицах»Человек-эпоха, человек-легенда: как бы высокопарно ни звучали эти слова, они полностью отражают личность героини нашего интервью. Без малого полвека она создает красоту на лицах, обладая уникальным творческим почерком. Она начинала, когда такой профессии, как визажист, не существовало, а тени для глаз фасовали в пузырьки из-под пенициллина.Мишель Имар дю ВернеОб инновационных методиках рассказывает доктор-фармаколог Мишель Имар дю Верне (М.И.), основатель и президент лаборатории Renophase® (Париж)Михаэль БоркинКаждый уважающий себя косметолог стремится создать для клиента уникальную программу коррекции эстетических проблем. Американский эндокринолог Михаэль Боркин решил пойти дальше и создавать трансдермальные кремы, состав которых зависит от результатов генетического обследования пациента. Каждый такой крем существует в единственном экземпляре и работает не только на внешнем уровне, но и восстанавливает гормональный баланс человека, улучшая состояние организма в целом.Михаил КочиашвилиО последних изменениях в индустрии красоты и тенденциях рынка рассказывает Михаил Исидорович Кочиашвили – исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий индустрии красоты.Мисудзу ТагаМисудзу Тага (Misuzu Taga) - хедлайнер японской ногтевой индустрии.Марк ХейзМарк Хейз – креативный директор VS International – рассказал нам о новой коллекции Sassoon, о том, как ему не хватает легендарного Видала Сассуна и почему до сих пор нет их фирменного салона в России.Мазелле & Палмер Эстетов, подобных Жану-Батисту Мазелле и Даву Палмеру, в парикмахерском мире – единицы. Стрижка от Mazella&Palmer – это как сшитое по индивидуальной мерке платье. Людмила ТаракановаЛюдмила Тараканова не просто обладательница легко читаемого стиля в визаже, она создательница крупного направления в российском мейк-апе – «шоу-арт-макияж».Леся ЗахароваЗнакомьтесь – Леся Захарова – основатель Института наращивания ресниц, соавтор программы обучения «Совершенная техника», автор технологии «Европейское наращивание – макияж без макияжа», победитель международных и всероссийских чемпионатов.Лазарь ТропынинЛазарь Тропынин – мастер международного класса, а также известный фэшнстилист фотосессий и клипов. Мы решили поговорить с ним о творчестве и бизнесе.Кристиан фон Зёст и Тиль ШвермерО современном оборудовании и искусстве подолога рассуждают Кристиан фон Зёст и Тиль Швермер (BUSCH & CO.).Крис Босио: «Барберинг – шестой элемент хип-хопа»Судьба Криса Босио, известного американского барбера, достойна написания хорошего голливудского сценария. Молодой баскетболист, оказывается на грани выживания, с кучей долгов и беременной женой. Он занимает деньги и на последние гроши учится в школе барберов. После двух тяжелых лет обучения и работы по 60 часов в неделю он получает заветную лицензию на барберинг и билет в счастливую жизнь.Красимира КрумоваНа вопросы мастеров о VitaGel - новинке компании Hand & Nail Harmony, отвечает Красимира Крумова (Болгария) – тренер, технолог, преподаватель, мастер высшей категории по дизайну и моделированию ногтей.Карло Конкато и Мара Де МаркоТворцы подиумного закулисья – Карло Конкато и Мара Де Марко – побывали в Северной столице с визитом. Сейчас этот творческий дуэт создал Pro*Lab Academy и делится своим миропониманием и опытом с визажистами во всем мире.Ирина Мосягина Ирина Мосягина — петербургский топ-стилист фото- и видеосъёмок, имиджмейкер, парикмахер, визажист. Инге РадожичичПредлагаем вам познакомиться с Инге Радожичич – мастером-подологом с 22-летним стажем, преподавателем ганноверской школы подологии и консультантом фирмы Gerlach по зарубежным рынкам.
Фотостарение

СПЕЦПРОЕКТ

Фотостарение

Фотостарение – процесс постоянного повреждения кожи солнечными лучами. В основе его находятся гистологические и биохимические изменения кожи. Специалисты крупных косметологических компаний делятся опытом и дают рекомендации по уходу за кожей, стрессированной Uv-лучами.
Какая косметика лучше?

Профи

Какая косметика лучше?

Этот сакраментальный вопрос задают себе все мастера. Хороший продукт очень часто не работает, или работает не на всех клиентах, или работает не так, как обещали технологи. Почему? И можно ли верить маркетологам?
Фотостарение: поэтапная коррекция

Косметология

Фотостарение: поэтапная коррекция

Oсенью наступает жаркая пора для косметолога. Клиенты возвращаются из отпусков отдохнувшие и загорелые, однако их кожа требует восстановления. Ультрафиолет, жаркий сухой воздух и морская вода провоцируют появление целого ряда эстетических проблем, часть из которых встречается у большинства людей, а другая часть носит индивидуальный характер.
Новый образ – новая жизнь

Профи

Новый образ – новая жизнь

Чтобы создать гармоничный образ, стилисту недостаточно сделать клиенту модную прическу и подобрать трендовое платье. Он должен быть еще и психологом, и художником, и даже режиссером. Ведь настоящий стилист работает не с вещами, а с людьми.
Пилинги: зимние, летние и круглогодичные кислоты

Косметология

Пилинги: зимние, летние и круглогодичные кислоты

Самой частой процедурой в кабинете косметолога по-прежнему остается пилинг, удерживая лидерство среди косметических уходов. Многообразие агентов, с помощью которых происходит воздействие, позволяет достичь результата при разных состояниях и типах кожи.

Наши партнеры

GEHWOLПластэк