Раз в месяц мы отправляем уведомление о выходе нового номера журнала Season of Beauty.

Александр Тодчук

Интервью: Юлия Бутт

 

«Не существует понятия "я не могу"»

 

Он оказался в нужном месте и в нужное время, много учился в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, работал на модных показах выдающихся европейских дизайнеров. Ему удалось стать первым российским парикмахером, которому мировые знаменитости доверяли свои прически во время визитов в Москву. О стратегии успеха, о том, что общего у парикмахера с музыкантом, скульптором и архитектором, мы поговорили с Александром Тодчуком.

 

Сегодня вы самый востребованный стилист-парикмахер в России. Поделитесь, пожалуйста, формулой успеха.

Формула моего личного успеха в профессии звучит так: счастливый случай, помноженный на работоспособность. Я просто оказался в нужное время в нужном месте, где огромным плюсом стало мое трудолюбие. Когда дело касается работы, то для меня не существует понятий «я не могу» или «я устал». Трудолюбие стало решающим фактором
в моей карьере.

 

У вас своя сеть салонов красоты. Что помогает в требовательной и придирчивой Москве удерживать сервис на должном уровне?

Да, вы правы, публика в Москве избалована и капризна - и постоянно требует новых впечатлений. Чтобы ублажить и порадовать клиента, нужна четкая и точная, как швейцарский часовой механизм, работа коллектива. В вопросе сервиса нет второстепенных должностей: финансист, диспетчер, мастер, даже человек, отвечающий за чистоту полотенец, - все должны быть на своем месте и не просто выполнять, а любить собственную работу. Команда сети наших салонов формировалась в течение 12 лет.

 

Александр Тодчук 

 

Расскажите, пожалуйста, как создать прибыльный салон?

В России многие любят считать чужие доходы, не задумываясь о том, какие за этим стоят расходы. И многие, не понимая вопроса, бегут открывать «красивый бизнес», рассуждая следующим образом: «А сделаю ремонт, поставлю пять кресел, возьму пятерых мастеров, у них будет в час по клиенту». Но мало кто осознаёт, какие расходы ждут его в реальности. Сегодня в России множество прекрасных топ-менеджеров и управляющих, способных разработать оригинальную идею, набрать команду и открыть ресторан, который станет модным и успешным. Управляющих в салонной сфере, способных создать успешный салон и поделиться своим опытом, единицы.

 

Наверное, дело не только в бизнесе, но и в уникальной атмосфере. Как ее создать в салоне?

Создать особенную атмосферу помогают мастера. Я ищу людей, влюбленных в свою профессию, помешанных на ней. Ведь «Всё для клиента!» - не просто красивый лозунг, это концепция наших салонов. Вы должны замечать любые мелочи: какой чай, черный или зеленый, любит клиент, ест он сладкое или на диете. Когда у него день рождения, как зовут собачку, с которой он приходит в салон, и что играет у него в плеере... Все мелочи, которые приносят ему удовольствие, важны. Мастеру надо подстроиться под это настроение. Человек должен отдыхать, приходя в ваш салон. Ну и конечно, архиважное звено в работе салона - администратор. Потому что это не просто человек, отвечающий на звонки и приносящий клиенту чай и кофе, это - стратег. Словно шахматист, он просчитывает ходы. Он должен дать возможность клиенту получить все те услуги, которых тот хочет.

 

Успешный мастер - какой он?

За успешным мастером стоят харизма и отточенная техника. Техника - это как для пианиста игра на фортепиано: не практикуешь - теряешь навык.

 

Вы работаете и учите на мастер-классах уникальной технологии «Умная стрижка». Объясните, пожалуйста, тем, кто не знает: что это такое?

Попытаюсь изложить суть идеи. Каждый человек имеет уникальную структуру волос. У кого-то они кудрявые, у кого-то - прямые, дугообразные, S-образные. Каждая структура имеет свой угол падения, то, как эти волосы хотят лежать, образуя красивую форму. И здесь парикмахер становится скульптором: он отсечет все лишнее, создавая идеальную форму, благодаря которой и волосам и клиенту будет комфортно. «Умная стрижка» требует минимальной укладки, которая зависит от типа волос.

 

Александр Тодчук 

 

Какая парикмахерская школа вам ближе: английская или французская?

Я поклонник французской школы стрижек. Я много где учился, много где успел поработать. И практически со всеми направлениями и техниками в мире парикмахерского искусства я знаком. А для себя понял, что мне близка школа Жака Дессанжа. Конечно, специфика работы в России заставляет меня пересмотреть многие моменты, но в целом идеология подхода к стрижке у меня именно французская.

 

Вы диктатор при работе с клиентом?

Со стороны, конечно, может показаться, что я жесткий, но мои клиенты знают, что на самом деле я подкаблучник. Всегда объясняю, в чем состоят ошибки при подборе цвета и стрижки, однако если клиент настаивает на своем решении, я подчиняюсь и делаю то, о чем меня просят. Это мое качество не всегда полезно для меня как для творческой единицы. Например, оно мешает в работе со звездами, где каждая персона сама по себе сильная личность, со своим авторитетным мнением. И то, что я подстраиваюсь под это мнение, а не довожу задуманный образ до конца, в какой-то мере лишает меня авторского почерка. Многие мои коллеги более настойчивы в проявлении собственной точки зрения, поэтому их работы более эффектны. Но я все же бываю достаточно занудным и могу годами, очень постепенно, вести клиента к задуманному мною в начале образу. Да, такая эволюция менее заметна, однако она позволяет клиенту чувствовать себя комфортно.

 

Должен ли парикмахер быть психологом?

Да, в своей работе я всегда опираюсь на психологию. Учитываю психотип клиента. Если женщина в выходной день пришла в салон без макияжа, в спортивном костюме и кедах, это не повод сразу относить ее к спортивному типу; может быть, это просто «костюм выходного дня». Понаблюдайте за ней, как она двигается, какие журналы начинает листать. Ваша задача - транслировать ее внутренний мир во внешний. Я 25 лет работаю с женщинами и изучаю их психологию. Мне не составляет труда определить психотип клиентки уже по одному слову «здравствуйте» и по тому, как она вошла. Каждая клиентка - словно алмаз, а мастер, подобно ювелиру, должен подобрать правильную огранку, чтобы клиент-ка засияла и превратилась в драгоценный бриллиант. Необходимо раскрыть миру красивый внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность.

 

Что, на ваш взгляд, сегодня актуально в укладках?

«Пастельный образ», без него сейчас не обходится ни одна ковровая дорожка. Мы тоже включили в свою последнюю коллекцию элемент «небрежности». Правда, тут есть определенные нюансы и правила. Их нужно знать, ведь такая укладка может смотреться стильно и дорого, а может выглядеть неухоженно и нелепо.

 

Кем вы мечтали стать в детстве?

Я ребенок Советского Союза. А тогда неприлично было мечтать стать парикмахером. Это как если бы ваша дочь сегодня пришла и сказала вам: «Мама, я мечтаю стать стриптизершей». Мой отец - генерал, а мама - врач, поэтому мне было уготовлено будущее конструктора летательных аппаратов. Хотя я мечтал оказаться в профессии, связанной с искусством или модой.

Тем не менее я крайне признателен своим родителям за две вещи, которые они для меня сделали: отправили в армию и дали высшее образование. Армия помогла понять, что в этой жизни нет ничего сложного и любые тяготы можно пережить, сделала меня дисциплинированным. А высшее образование дало мне возможность мыслить более масштабно.

 

Как вы считаете, сегодня профессия парикмахера престижна?

Меня радует, что ко мне на мастер-классы приходят люди с хорошим багажом знаний. Среди них есть те, кто кардинально поменял сферу деятельности и взял в руки ножницы, имея за плечами юридическое или экономическое образование и соответствующий опыт работы. Для меня это показатель того, что профессия «парикмахер-стилист» стала престижной, приобрела вес и ценность.

 

Вы - один из тех, кто сделал профессию престижной. Один ваш телевизионный проект «Фасон» на ТВ-6 чего стоил! Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

Да, это был прорыв. Первая телевизионная программа, которая поведала о профессии парикмахера и визажиста как таковой. И доказала, что такой маленький человек, как парикмахер и визажист, может поменять судьбу человека, поменять его отношение к жизни и к себе. Люди поняли, что это очень важно. После выхода передачи ко мне стали приезжать женщины из глубинки, привозили мне консервированные помидоры или варенье и рассказывали, как моя стрижка изменила их жизнь. Благодаря программе они начали за собой ухаживать, стали более привлекательными и устроили свою личную жизнь. Это меня окрылило.

 

Александр Тодчук 

 

Вы работаете со звездами. Это сложно?

В данный момент я не работаю со звездами, потому что очень сложно выстраивать удобный для всех график. Звезде нужно сегодня и сейчас, а у меня запись на несколько месяцев вперед. Исключение только моя давняя подруга Эвелина Хромченко. Она долгое время была лицом «Умной стрижки». Эта женщина вдохновляет меня. Да и звезды ведь тоже разной величины бывают. Есть звезды первой величины, которые с уважением относятся и к твоему мнению, и к твоему труду. И есть звезды второго эшелона, которые могут позволить себе и опоздать, и вести себя некорректно, и устроить скандал на пустом месте. Слава - это бремя, которое разлагает человека. Слабые люди становятся звездами во всем, а сильные остаются самими собой.

 

Как вы относитесь к различным вебинарам и мастер-классам в Интернете?

Как можно выучиться в Интернете? Профессионалу с большим техническим багажом легко понять, что и как происходит во время мастер-класса онлайн. Но человеку, который недавно в профессии, разобраться будет сложно и может даже навредить. Новичку нужно помочь, руку поставить. Знаете, когда учат играть на виолончели, преподаватель ставит руку ученику, раз за разом корректируя ее положение и влияя на манеру игры. И, репетиция за репетицией, помогает музыканту добиться идеальной техники. Нет постоянных репетиций - нет техники. В нашей профессии то же самое, постоянная практика позволяет добиться хорошей техники. Нет практики - нет техники.

 

А что для вас означает понятие «красота»?

Красота для меня - это в первую очередь гармония, а гармония идет изнутри. Нужно, чтобы внешнее соответствовало внутреннему содержанию. И здесь парикмахер, стилист помогает «вылезти из кокона» и стать прекрасной бабочкой или мотыльком.

 


ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ:
НРАВИТСЯ ЭТА СТАТЬЯ?

Интервью

Норберт ШольцНорберт Шольц, известный немецкий подолог и врач, автор нескольких книг, более 35 лет занимается различными направлениями медицины. Огромный преподавательский опыт, обширная практика, истории тысяч пациентов… мастер делится знаниями со своими читателями на страницах профессионального издания «Подология».Нико Баджио Модные показы Versace, Dolce&Gabbana, Prada, Moschino, Max Mara, съемки для рекламы, обучающие курсы по всему миру и собственный бренд... все это о нем.Наталия НайдаО карандашной технике из первых рукМишель Имар дю ВернеОб инновационных методиках рассказывает доктор-фармаколог Мишель Имар дю Верне (М.И.), основатель и президент лаборатории Renophase® (Париж)Михаэль БоркинКаждый уважающий себя косметолог стремится создать для клиента уникальную программу коррекции эстетических проблем. Американский эндокринолог Михаэль Боркин решил пойти дальше и создавать трансдермальные кремы, состав которых зависит от результатов генетического обследования пациента. Каждый такой крем существует в единственном экземпляре и работает не только на внешнем уровне, но и восстанавливает гормональный баланс человека, улучшая состояние организма в целом.Михаил КочиашвилиО последних изменениях в индустрии красоты и тенденциях рынка рассказывает Михаил Исидорович Кочиашвили – исполнительный директор Национальной ассоциации предприятий индустрии красоты.Мисудзу ТагаМисудзу Тага (Misuzu Taga) - хедлайнер японской ногтевой индустрии.Марк ХейзМарк Хейз – креативный директор VS International – рассказал нам о новой коллекции Sassoon, о том, как ему не хватает легендарного Видала Сассуна и почему до сих пор нет их фирменного салона в России.Мазелле & Палмер Эстетов, подобных Жану-Батисту Мазелле и Даву Палмеру, в парикмахерском мире – единицы. Стрижка от Mazella&Palmer – это как сшитое по индивидуальной мерке платье. Людмила ТаракановаЛюдмила Тараканова не просто обладательница легко читаемого стиля в визаже, она создательница крупного направления в российском мейк-апе – «шоу-арт-макияж».Леся ЗахароваЗнакомьтесь – Леся Захарова – основатель Института наращивания ресниц, соавтор программы обучения «Совершенная техника», автор технологии «Европейское наращивание – макияж без макияжа», победитель международных и всероссийских чемпионатов.Лазарь ТропынинЛазарь Тропынин – мастер международного класса, а также известный фэшнстилист фотосессий и клипов. Мы решили поговорить с ним о творчестве и бизнесе.Кристиан фон Зёст и Тиль ШвермерО современном оборудовании и искусстве подолога рассуждают Кристиан фон Зёст и Тиль Швермер (BUSCH & CO.).Красимира КрумоваНа вопросы мастеров о VitaGel - новинке компании Hand & Nail Harmony, отвечает Красимира Крумова (Болгария) – тренер, технолог, преподаватель, мастер высшей категории по дизайну и моделированию ногтей.Ирина Мосягина Ирина Мосягина — петербургский топ-стилист фото- и видеосъёмок, имиджмейкер, парикмахер, визажист. Инге РадожичичИнге Радожичич – мастер-подолог с 22-летним стажем, преподаватель ганноверской школы подологии, владелица подологической практики, консультант фирмы GERLACH по зарубежным рынкам. Инге РадожичичПредлагаем вам познакомиться с Инге Радожичич – мастером-подологом с 22-летним стажем, преподавателем ганноверской школы подологии и консультантом фирмы Gerlach по зарубежным рынкам.Евгения ПрохороваЕвгения Прохорова – чемпион России по наращиванию ресниц и победитель международного чемпионата по наращиванию ресниц «Колибри фест».Дмитриос ЦиумасВ феврале Россию впервые посетил Дмитриос Циумас, арт-директор компании Goldwell в Северной Америке. Он рассказал журналу нам о том, какие укладки и окрашивания будут самыми модными в 2012 году, как стать выдающимся парикмахером в Нью-Йорке.Харма Рентинг Харма Рентинг – парикмахер-стилист, руководитель студии Team Twins Hair & Beauty, судья международного конкурса Color Zoom Challenge (Goldwell).
Здоровые волосы

СПЕЦПРОЕКТ

Здоровые волосы

В рекламе шампуней, масок и кондиционеров производители обещают нам «видимый эффект здоровых волос». Возникает закономерный вопрос: этот эффект – видимость или волосы действительно станут лучше после применения многообещающего продукта? Ответить на него можно только опытным путем.
Дженнифер Энистон выбирает марку Living Proof

Профи

Дженнифер Энистон выбирает марку Living Proof

Во время работы над картиной «Мы – Миллеры», где Дженнифер сопровождал ее стилист Крис МакМиллан, она обратила внимание на то, что от высокой влажности океанского побережья, где проходили съемки, ее накладная челка пушится, зато собственные волосы остаются гладкими.
Бренд-технологии в работе салона

Бизнес школа

Бренд-технологии в работе салона

Взгляд на работу салона через призму добавленной (брендовой) ценности услуг, которая создается за счет приемов бренд-менеджмента.
Имидж-дизайн: проект «преображение»

Профи

Имидж-дизайн: проект «преображение»

Стать героем «Преображения» – большая удача и целое приключение. Над новыми образами участников проекта работают выпускники Международного учебного центра Bogomolov’ Image School, завершившие обучение на курсе «Имидж-дизайн». Знакомьтесь с результатами их работы!
Норберт Шольц

Интервью

Норберт Шольц

Норберт Шольц, известный немецкий подолог и врач, автор нескольких книг, более 35 лет занимается различными направлениями медицины. Огромный преподавательский опыт, обширная практика, истории тысяч пациентов… мастер делится знаниями со своими читателями на страницах профессионального издания «Подология».

Наши партнеры

до 22.09.17до 13.10.17до 02.06.17LC BioПластэкдо 13.06.17до 27.05.17